Как организовать тендер на разработку сайта

23 августа 2018
Блог

Виды тендеров

Перед нами стоит вопрос: выгодно ли работать с тендерами? Поэтому сегодня мы поговорим о том, как нужно правильно проводить конкурс, как оценить кандидатов и отобрать самого достойного.

Открытые тендеры

Тендеры бывают разными. Прежде всего, открытыми и закрытыми. Открытый тендер объявляется на официальном портале заказчика или в его корпоративном аккаунте в соцсети. Информация о нем может быть распространена через веерную email-рассылку. Предложение, размещенное на тендерной площадке также считается открытым.

Правда, в последнее время появляются нюансы. В частности, такая продвинутая площадка как ProjectHunt добавила функцию создания Приватного тендера, в который можно пригласить конкретные компании или агентства, соответствующие определенным критериям.

В чем заключаются минусы открытого тендера? Как правило, его проведение означает, что заказчик сам в точности не осознал, что же ему нужно. В результате он получает шквал предложений разной степени адекватности, в котором легко захлебнуться. Почтовый ящик переполняется, сим-карту на сотовом телефоне можно смело выбрасывать.

Преимущества закрытого тендера

Чем принципиально отличается закрытый (приватный) тендер? В том, что клиент проводит предварительный отбор кандидатов на предмет соответствия своему проекту. Предварительный отбор производится путем изучения портфолио и сопоставления цен, и приглашения для участия в тендере рассылаются уже адресно нескольким, обычно 5-15, кандидатам.

Считается, что это более эффективный способ, поскольку специально отобранные агентства, чувствующие интерес к их кандидатуре, проявят больше отдачи при подготовке предложения. Уважать труд других — это неплохой способ вызвать уважительное отношение и к своему заказу. Приглашать агентства лучше с помощью личного письма, это необходимо для того, чтобы вашу заявку не сочли лжетендером.

Фальшивые тендеры

Такие тендеры проводятся исключительно ради обхода закона или условия об обязательных конкурсных закупках. В таких тендерах исполнитель, как правило, уже заранее определен, и вся процедура чисто формальная. И именно этот вид тендеров сильнее всего раздражает агентства и отталкивает их от тендерных процедур.

Правильно поставьте задачу для участников тендера

При отправке приглашений к участию в конкурсе следует с максимальной подробностью описать, какую задачу должен решить ваш проект, на какие результаты вы рассчитываете. Но при этом желательно не лить воды, чтобы необходимое не утонуло во второстепенном. Основательно распишите задачу, предоставьте как можно больше информации, которая поможет подрядчикам правильно оценить параметры проекта.

Кстати, это вовсе не означает, что вы должны приложить детализированное техническое задание. Ваша задача — внятно и четко описать проблему и требуемый результат, а решение может предложить агентство. Оставьте исполнителю простор для творчества. У каждой задачи может быть несколько способов решения, и, может быть, то, которое видится вам, не лучшее. Дайте профессионалам сказать свое слово.

Укажите ценовой диапазон: это позволит вам отсеять как слишком дорогие, так и слишком дешевые фирмы. Если не указать цену сразу, многие агентства подумают, что заказчик хочет выбрать самого дешевое предложение, и наиболее серьезные компании откажутся от участия.

Составьте табличку и подытожьте результаты

Также заранее составьте для себя чек-лист основных критериев, по которым вы будете оценивать участников. В чек-лист можно включить основную специализацию агентства (дизайн, функционал, продвижение), скорость отклика на приглашение, заявленные сроки реализации, качество коммерческого предложения, стоимость и т. д. Можете смело добавить в список даже такие субъективные критерии, как «креативность» или оценка вашего заместителя или маркетолога: ваш проект — ваши правила!

Можете также составить табличку с критериями и участниками, начислять баллы по каждому пункту и суммировать их по каждому участнику.

Предпочтения по специализации агентства должны исходить из поставленных задач: нет смысла нанимать дорогих суперпрофессионалов для создания простенького сайта-ыизитки. Если сроки не жмут, может быть, стоит распределить функции между студиями различного профиля. Внимательно изучите наиболее актуальные проекты в портфолио кандидата, сравните их со своими ожиданиями.

С парой наиболее результативных участников рекомендуется встретиться лично. И не стесняйтесь доверять своим чувствам, прислушиваться к внутреннему голосу: вам нужна команда, с которой вам комфортнее всего работать!

Тендер на создание сайтов — за и против

Последний способ вызывает нарекания у некоторых участников рынка, прежде всего подрядчиков. Существует убеждение, что многие тендеры для создания сайтов не выигрываются, а покупаются, а если учесть, что на подготовку качественного коммерческого предложения может уйти немало времени и денег, то участие в конкурсе становится и финансово рискованным.

Посчитайте, сколько денег и труда своих специалистов вы потратили на участие в тендерах за определенный период, и вычтите стоимость из суммы выигранных подрядов — много ли останется денег?

Не всегда выигрывает от этой формы и заказчик: предложения (по вышеназванной причине) могут быть оформлены халатно и не давать адекватного представления о возможностях агентств. Впрочем, бывают ситуации, когда без тендера не обойтись: компания может быть попросту обязана провести конкурс (в частности, если она работает в госсекторе или около), либо заказчик может не иметь представления о рынке услуг по веб-разработке.

Кроме того, негативный опыт от пользования тендерными площадками для заказчиков может быть связан с тем, что они не учли неких важных нюансов и не вполне использовали функционал портала при проведении тендера.

Спасибо за заявку
Ожидайте нашего звонка.